Открыт прием заявок в третий набор Школы респираторной поддержки
По оценкам экспертов нашего фонда, примерно две трети российских регионов испытывают дефицит специалистов, способных диагностировать и корректировать дыхательную недостаточность. Решить эту проблему призвана Респираторная школа, организованная благотворительным фондом «Живи сейчас» при поддержке Фонда президентских грантов. Врачи из регионов приезжают на бесплатное обучение, чтобы научиться работать с дыхательной недостаточностью, а также освоить специальное оборудование, в том числе аппараты неинвазивной вентиляции, используемые на дому, и откашливатели. О том, как школа помогла в оказании помощи пациентам, почему важно постоянно учиться и каково это — дышать с помощью аппарата, рассказал врач паллиативной помощи из Новосибирской области Максим Замараев.
– Максим, расскажите, как вы решили стать врачом?
– История, мне кажется, довольно обыденная. Я просто с детства помогал людям. В детском саду помогал воспитателям, детям. В школе помогал одноклассникам в написании контрольных. И когда в 9 классе встал вопрос, кем я хочу быть, я понял, что хочу заниматься медициной.
– А как вы стали врачом паллиативной помощи?
– Окончил университет я терапевтом. Успел поработать в селе и в городе. И мне предложили выучиться на врача паллиативной помощи. Я и до этого относился очень трепетно к пациентам с онкозаболеваниями, и я согласился. Потому что почувствовал в себе готовность стать тем, кто будет им помогать.
– Работать в паллиативе морально тяжело? Не страшно, когда вы знаете, что не можете вылечить человека?
– У врача, как мне кажется, не должно быть страха перед пациентом или перед болезнью. Конечно, это несколько сложно морально: видеть страдания пациента и знать, что ты не можешь его вылечить. Но я придерживаюсь такого мнения — кто-то должен это делать. Кто-то должен взять на себя эту ответственность и, несмотря ни на что, заниматься этим.
Я помню первого пациента, который ушел на моих глазах. У него была четвертая стадия онкологии. Я подбирал ему обезболивающую терапию и пытался купировать одышку. Когда его не стало, было тяжело. Я все время думал, что же я не сделал, может быть я где-то что-то упустил, может быть я где-то мог больше помочь. Но когда я, спустя время, обдумал все, когда родственники пришли ко мне с благодарностью, я понял, что сделал то, что мог. Мне кажется, в деятельности врача паллиативной службы важно установить доверительные отношения с пациентом и его родственниками и оказывать им психологическую помощь. И это не заключается в простом подбадривании.
– Вы помогаете пациенту с БАС. Расскажите об этой работе.
– Это мужчина сорока с небольшим лет. У него гастростома, катетер, он общался с помощью айтрекера, но, к сожалению, у него начались проблемы с глазами. У него очень хорошая семья. Супруга, дети всегда его поддерживают, они видят в нем не больного человека, а любимого супруга и отца. Пациент получает помощь от «Живи сейчас», и эксперты фонда очень хорошо его сопровождают.
Когда мы встретились в первый раз, семью нужно было консультировать пациента по поводу питания. После этого с этим пациентом я начал работать очень плотно. Оказываю помощь, которая в моих силах, и связываю с узкими специалистами. О БАС я знал еще со студенческих лет. Стивен Хокинг известен каждому. Но, если честно, до прохождения Школы респираторной поддержки мне было сложно сказать, чем я могу помочь пациенту с БАС. А после школы такого вопроса не возникает.
– Максим, как вы узнали о Респираторной школе и почему решили поехать?
– В феврале этого года Дмитрий Лайвин, главный внештатный специалист по паллиативной помощи министерства здравоохранения Новосибирской области, предложил мне принять очное участие в Респираторной школе.
Конечно же я согласился. Мне была интересна тематика респираторной поддержки пациентов с нейромышечными заболеваниями или с заболеваниями легких. Кроме того, у меня есть пациент с БАС. Я понимал, что, приобретя новые знания, я смогу помочь ему и другим людям.
– И что вы можете сказать о Респираторной школе?
– Это вау! Мне все очень понравилось: организация и проведение на высшем уровне, высококвалифицированные специалисты, обладающие не только теоретическими знаниями, но и применяющие их в работе. Не было «воды». Эксперты рассказывали слушателям о дыхательной поддержке так, что даже те, кто не касался этого вопроса раньше, смогли разобраться в предмете. Школа помогла приобрести навыки не только в теории, но и на практике.
Во время школы, особенно в первые день-два, было ощущение, что чем больше я узнаю, тем больше вопросов появлялось. Конечно же, рассказывались азы, но не всегда всё получалось быстро схватывать. Помогало то, что я вел записи. Кроме того, нам были розданы материалы, и уже после обучения вечером и ночью я все это перечитывал, смотрел базовые учебники по ИВЛ или НИВЛ, чтобы уже на следующий день лучше понимать предмет. К концу второго дня мне это удалось.
– А выступление какого эксперта особенно запомнилось?
– Здесь я не могу выделить кого-то, потому что для меня выступления всех спикеров были очень интересны. Каждый рассказывал важные и полезные факты со своей позиции, и для меня это было одинаково интересно и ново. Все сработали на высочайшем уровне. Но особенно полезными стали выступления спикеров, которые говорили именно практической работе с ИВЛ, например Василия Штабницкого.
– Какие у вас сложились отношения с вашими сокурсниками?
– Во время обучения мы все общались, причем с самого первого дня, как будто бы уже проработали вместе лет десять. Никто не взирал на возраст собеседника, на то, откуда он и каким врачом является. Происходил обмен опытом между участниками школы. Я лично, подходил, спрашивал у врачей: «Как? Почему так?». И мне никто не отказывал в помощи. После обучения у нас остался чат, где мы периодически списываемся, советуемся по рабочим вопросам.
– Вы уже посмотрели на респираторную школу изнутри. Лично вы кому бы её порекомендовали? Врачам каких специализаций стоит пройти обучение?
– Мне кажется, что в первую очередь это будет полезно неврологам, работающим с нейромышечными заболеваниями. Также врачам по паллиативной помощи, которые находятся как в поликлинике, так и в стационаре. И еще я бы выделил онкологов, потому что они в основном ведут паллиативных пациентов.
– Как вам кажется, врачам, работающим с пациентами с covid-19, такое обучение полезно?
– Я считаю, что да. Потому что на школе нам рассказывали об особенностях в настройке аппаратов ИВЛ в самых разных ситуациях. Ну и коронавирус у нас увеличил потребность в ИВЛ и НИВЛ. И чем больше врачей будут владеть знаниями, тем будет лучше для пациентов.
– А вы сами маску аппарата на школе надевали?
– Да, я пробовал, это был аппарат НИВЛ. Конечно, ощущения незабываемы! Ведь человек с рождения дышит сам, а здесь за него или в помощь ему дышит аппарат. И требуется подстроиться под аппарат, сделать так, чтобы аппарат помогал делать вдох, то есть не сопротивляться ему. Самое сложное – понять, как это сделать.
Когда сам надел маску, осознать стало легче. И я даже стал советовать пациентам, которые пользуются НИВЛ, как им лучше адаптироваться к аппарату. Особенно если это первое использование.
– После прохождения Школы вы ощутили разницу в своей работе?
– Да, конечно, я стал более уверен. Когда пришёл к пациенту с БАС, обратился к настройкам аппарата ИВЛ, проверил показатели, чуть-чуть подстроил его. И потом делал это даже дистанционно с родственниками. Завтра пойду к пациенту менять режим на аппарате ИВЛ.
– Как вам кажется, современный врач – какой он? И обязательно ли ему постоянно учиться?
– Мне кажется, в первую очередь, врач должен уметь слушать, быть отзывчивым и, естественно, грамотным. Я считаю, что врач должен постоянно учиться. Потому что медицина развивается очень быстро, особенно в вопросах высокотехнологичного оборудования. В частности, респираторная поддержка, я думаю, относится к разделу, который должен освоить каждый врач, хотя бы на базовом уровне.
7 июня стартует третья пятидневная Школа респираторной поддержки для специалистов. Обучение на первых двух потоках прошли практикующие врачи: анестезиологи-реаниматологи, пульмонологи, врачи паллиативной помощи. Подать заявку можно здесь.
Интервью взяла Наталья ДРОЗД