Что это такое?

Новый проект благотворительного фонда «Живи сейчас» — Патронажная школа — стартует в 2023 году. Фонд открывает преднабор в школу и приглашает участвовать всех, кто занимается уходом за тяжелобольными людьми: медицинских сестер, работников социальных государственных учреждений (дома ветеранов с проживанием, ПНИ, сестринские дома), сиделок и тех, кто ухаживает за болеющими родственниками на дому.

О курсе

  • 7 разделов курса

    об уходе, перемещении больного,
    питании, дыхании и др.

  • 4-5 часов в неделю

    средняя нагрузка

Программа курса

1. Введение

  1. Приветствие
  2. О чем будет курс, чему вы научитесь в результате
  3. Как курс устроен, как на нём учиться
  4. Кто его авторы
  5. Итог, цель обучения
  1. Что такое ПП. Как она появилась. Происхождение термина
  2. Паллиативная помощь в России сегодня. Основы патронажа в паллиативе
  3. Вопрос про устройство ПП в России
  4. Где есть Паллиативные кабинеты? Какой спектр услуг можно получить?
  5. Закон о ПП, кто имеет право и на что 
  6. Кто имеет право дать направление на коммиссию о паллиативном статусе? Кто в итоге ставит паллиативный статус? Как получить ПП?
  7. Цели паллиативного ухода на практике
  8. На что имеет право медсестра в ПП?

Кровати, техника, поворотное кресло, санитарный стул, коляска и как это получить

  1. Как оценить, насколько у пациента тяжелое состояние?
  2. Как определяется тяжесть состояния?
  3. Признаки, красные флаги?
  4. Лежачий/сидячий/ходячий/мобильный. Особенности
  5. Какие маркеры показывают, насколько человек может быть самостоятелен? Что может быть знаковым триггером, что человеку нужен постоянный присмотр?
  6. Шпаргалка-схема по классификации тяжести состояния с указанием необходимых средств ухода, оборудования
  7. Установить соответствие между тяжестью состояния и описанием
  1. Этика и деонтология. Коммуникацию с пациентом, проведение «трудного» разговора.
  2. Психологическая поддержка семьи – допустимо и не допустимо, как сесть, какие слова использовать
  3. Выгорание. Меры профилактики

Задайте ваш вопрос эксперту. Какой информации вам не хватило? Что мы могли бы улучшить в подаче материала?

2. Уход

  1. Ежедневный уход за кожей. Ежедневный уход за глазами, наружными ушными и носовыми ходами.
  2. Ежедневная гигиена полости рта и уход за зубными протезами
  3. Ежедневная интимная гигиена. Интимная гигиена женщин во время менструаций.
  4. Уход за руками и ногами
  5. Ежедневный уход за ногтями и волосами
  6. Купание, мытье, обтирание. Погружное купание, приспосбления, надувные ванны
  7. Мытье головы в постели
  8. Вопросы по нормативам уходовых процедур
  9. Ежедневный осмотр, на что стоит обращать внимание
  10. Триггеры, на которые стоит обращать внимание при ежедневном осмотре.
  11. Вопросы по оценке риска образования пролежней.
  1. Основные требования к постельному месту
  2. Возможные осложнения связанные с длительным постельным режимом
  3. Основные принципы профилактики пролежней, контрактур и застойных явлений
  4. Как часто необходимо менять положение, чтобы избежать осложнений?
  5. Позиционирование в постели, положение на спине, на боку, положения Симса и Фаулера
  6. Обзор дополнительных средств
  7. Вопросы по стандартным позам, им целью, с чем помогают боротся. Вопросы по требованиям к постельному месту. По профилактике возможных осложнений
  1. Рекомендации по составу и внешнему виду нательного белья
  2. Смена нательного белья
  3. Рекомендации по составу и внешнему виду постельного белья
  4. Смена постельного белья
  5. Какое белье точно подходит, точно не подходит?
  1. Как правильно подобрать подгузник?
  2. Какой подгузник подобрать в разных случаях?
  3. Смена подгузника способному стоять пациенту и у лежачего больного. Переход при смене подгузника от “грязного”к “чистому”
  1. Виды емкостей для опорожнения
  2. Какой вид емкостей для опорожнения подобрать в той или иной ситуации?
  3. Алгоритм использования судна у лежачего пациента. Алгоритм интимной гигиены после акта опорожнения кишечника и мочеиспускания
  1. Как произвести алгоритм осмотра тела
  2. Различные нарушения целостности кожных покровов
  3. Последовательность алгоритма осмотра тела и выявления нарушений целостности кожного покрова
  4. Профилактика и рекомендации при образовании трофических язв и других нарушений целостности кожных покровов
  5. Конспект. Профилактика и рекомендации при образовании трофических язв и других нарушений целостности кожных покровов
  6. Причины возникновения трофических язв, возможная профилактика
  7. Четкость и последовательность рекомендаций при нарушениях кожного покрова

3. Перемещения

  1. Что такое безопасная среда и зачем она нужна. Важные аспекты
  2. Как устроить комфортное размещение пациента у себя в комнате
  3. Какие правила нельзя нарушать, при устройстве пространства для пациента в зависимости от его тяжести состояния
  4. Обустройство ванной и туалетной комнаты
  5. Обустройство быта для людей с нарушением когнитивных функций
  6. Вопросы по безопасной среде пациента и правильному размещению техники “для жизни”. Какое оборудование, где можно и где нельзя размещать. Понимание эргономики
  1. Что представляет собой техника безопасности для ухаживающего за пациентом
  2. Как предотвратить возможные осложнения, возникшие в связи с нарушением техники безопасности
  3. Обустройство безопасной среды для ухаживающего
  4. Вопросы по безопастности ухаживающего за пациентом, вопросы по использованию медицинской техники для облегчения работы ухаживающего
  1. Обзор дополнительной медицинской техники для облегчения манипуляций ухаживающего
  2. Пояса и корсеты
  3. Скользящие простыни
  4. Использование дополнительной техники, скользящей простыни и т.п.
  5. В каких случаях необходимы корсеты и допоборудование?
  1. Пересаживания. Безопасное перемещение: с/обратно кровати на санитарный стул/кресло
  2. Безопасное перемещение, использование подьемника.
  3. Перемещение вне квартиры. Доступная среда.

Задайте ваш вопрос эксперту. Какой информации вам не хватило? Что мы могли бы улучшить в подаче материала?

4. Питание

  1. Важность питания и сбалансированного рациона
  2. Основные принципы питания тяжелобольных пациентов
  3. Виды питания
  4. Лечебное питание
  5. Виды энтерального питания
  6. Тест – Установите соответствие между потребностями пациента и видами питания
  1. Водный баланс – определение, общие принципы
  2. Подсчет необходимого количества жидкости в сутки
  3. Возможные причины сложности приема нужного количества жидкости. Понятие обезвоживания
  4. Возможные осложнения и последствия не соблюдения водного баланса
  5. Что делать при отказе от приема жидкости
  6. Загустители для жидкостей
  7. Тест: Рассчитайте количество необходимой жидкости
  1. Основы подсчета калорий.
  2. Методы увеличения калоража блюд.
  3. Основные принципы по уменьшению калоража блюд.
  4. Тест: Рассчитайте калорийность блюд
  5. Распределите, что увеличит калорийность блюд, что – уменьшит
  1. Основные виды диет
  2. Лечебные столы.
  3. ОВД (основная диета)
  4. ЩД (щадящая диета).
  5. ВБД (высокобелковая диета)
  6. НБД (низкобелковая диета)
  7. Особенности питания при СД, подсчет хлебных единиц.
  8. Тест. Соотнесите диету и описание
  1. Основные принципы питания для людей и нарушениями функции глотания
  2. Методы адаптации питания для людей с нарушением функции глотания
  3. Как оценить есть ли нарушения функции глотания, основные маркеры
  4. Тест. Обозначьте основные маркеры нарушения функции глотания
  5. Возможные осложнения и проблемы, которые могут возникнуть у людей с НФГ
  6. Соотнесите меры помощи/профилактики и ситуации
  7. Прием “безопасный глоток”
  8. Прием Геймлиха
  9. Методички по приему Геймлиха
  1. Обзор возможных консистенций пищевой смеси
  2. Тест. Соотнесите описание консистенции и подходящий тип питания
  3. Методы привлечения аппетита к адаптированной пище
  4. Способы кормления
  5. Тест по особенностям способов кормления
  1. Общие сведения о специализированной посуде. На что обратить внимание при выборе специализированной посуды
  2. Обзор видов спецпосуды. Различные поильники, чашки с вырезом, трубочки, трубочки с клапаном, тарелки на присосках. Адаптированные столовые приборы
  3. Соотнесите ситуацию и подходящую специализированную посуду
  1. Возможные осложнения со стороны ЖКТ связанные с питанием.
  2. Соотнесите продукты и возможные осложения, к которым они ведут
  3. Диареи. Причины, меры лечения и профилактики.
  4. Запоры. Меры борьбы и профилактики.
  5. Повышенное газообразование, меры борьбы и профилактики.
  6. Соотнесите меры профилактики с запорами, диареей, газообразованием
  1. Нарушение функции глотания: Причины, диагностика, возможные осложнения. Меры профилактики аспирации, пенетрации и регургитации.
  2. Оценка навыков глотания и бульбарный синдром. Когда пора обратиться к врачу? Показания к альтернативным способам питания.
  3. Энтеральное питание. Гастростома. Общие сведения, цели, способы и причины установки, принципы эксплуатации и питания.Возможные осложнения и их профилактика.
  4. Гастростома. Послеоперационный уход. Ежедневный уход. Алгоритм питания через ГС.
  5. Назогастральный зонд. Основные принципы питания, возможные осложнения и их профилактика.
  6. Назогастральный зонд. Алгоритм установки.Уход и питание.

Задайте ваш вопрос эксперту. Какой информации вам не хватило? Что мы могли бы улучшить в подаче материала?

5. Дыхание

  1. Что такое распираторная поддержка пациентов.
  2. Тест. Как понять что пациент находится дома на респираторной поддержке?
  3. Виды респираторной поддержки
  4. Конспект. Виды респираторной поддержки
  5. Тест. Какие бывают виды респираторной поддержки?
  6. Особенности респираторной поддержки дома.
  7. Техобслуживание аппаратов.
  8. Кто осуществляет ТО?
  1. Виды дыхательного оборудования.
  2. Конспект по видам дыхательного оборудования.
  3. Тест. Какое оборудование является дыхательным, а какое -нет.
  4. Особенности использования оборудования дома.
  5. Сборка оборудования
  6. Замена фильтров
  7. Вопросы по частоте замены фильтров и обработки, в домашних условиях
  8. Использование масок
  9. Тест. Уход за распираторной маской
  10. Обработка оборудования дома.
  11. Тест. Кто может настроить оборудование?
  12. Методичка по заменам фильтров и уходу.
  1. Застойная пневмония, признаки.
  2. Как распознать застойную пневмонию?
  3. Профилактика застойной пневмонии
  4. Варианты профилактики пневмонии
  5. Использование различных ручных техник
  6. Конспект. Использование различных ручных техник
  7. Перкуссионный массаж, различные виды.
  8. Конспект. Перкуссионный массаж, различные виды.
  9. Тест. Как, чем, как часто проводится перкусионный массаж? Как усилить эффект отхождения мокроты?
  10. Тест: соотнесите описание техники/массажа и название. Либо соотнесите ситуацию и необходимую технику с описанием.
  1. НИВЛ/ИВЛ – знакомство и отличие. Замена фильтров, контуров.
  2. Методы облегчения дыхания: ингаляции, откашливатель
  3. Дыхательная гимнастика
  4. Уход за кожей лица при использовании дыхательного оборудования.
  5. Трахеостома – уход, перевязка.
  6. Профилактика осложнений связанных с трахеостомой, экстренная замена, навыки экстренной помощи.
  7. Использование аспиратора. Санация трахеобронхиального дерева и ротовой полости.

Задайте ваш вопрос эксперту. Какой информации вам не хватило? Что мы могли бы улучшить в подаче материала?

6. Актуальное

  1. Определение экстренной помощи в паллиативе
  2. Возможности развития различных экстренных состояний.
  3. Вопросы по определению, экстренное ли состояние на данный момент и нужна ли помощь
  4. Оказание экстренной помощи дома, на прогулке. Использование мешка Амбу.
  5. Конспект. Оказание экстренной помощи дома, на прогулке.
  6. Памятка по сердечно-лёгочной реанимации.
  7. Вопросы по использованию мешка Амбу
  8. Профилактика возникновения экстренных состояний.
  9. Вопросы по предотвращению экстренных состояний.
  1. Что такое боль
  2. Основная классификация боли
  3. Какое место боль занимает в паллиативе
  4. Разновидности ШКАЛ для определения боли у различных пациентов, от тяжести состояния
  5. Соотнесите состояние пациента и подходящую шкалу боли
  6. Купирование боли, в какие моменты?
  7. Когда нужно обезбалитвать пациента? К кому обращаться?
  1. 4 ступени обезбаливания в РФ
  2. Безрецептурные препараты для купирования боли
  3. Что такое учетные и сильнодействующие препараты, отличие от нпвс. В каких случаях данные препараты нужны
  4. Соотнесите, какие препараты учетные, а какие нет?
  5. Где взять направление, рецепт на препараты.
  6. Методичка по маршрутизации получения препаратов
  7. На каких бланках выписываются препараты, кто имеет на это право?
  8. Использование препаратов и ответсвенность за них в условиях дома.
  9. Ответственность за введение препаратов на дому.
  1. Выбор пути пациента или его семьи
  2. Аспекты поддержки ухаживающего или пациента при выборе пути.
  3. Различные варианты выбора пути у паллиативного пациента
  4. Терминальные состояния пациента, классификация.
  5. Как помочь пациенту в различных терминальных стадиях, если ты оказался рядом.
  6. Ситуационные задачи по классификации терминальных состояний. Что можно делать и что делать нельзя?
  1. Особенности ухода за пациентами с различными неврологическими заболеваниями
  2. Особенности ухода за пациентами с деменцией
  3. Аллергические реакция. Аптечка антишок.
  4. Логопедический массаж для восстановления навыков глотания
  5. Навыки эффективной коммуникации: использование азбуки, алфавита.
  6. Кровотечение. Первая помощь.

Задайте ваш вопрос эксперту. Какой информации вам не хватило? Что мы могли бы улучшить в подаче материала?

7. Итоги

Чему вы научились на курсе. Набор ссылок на полезные материалы, которые были в курсе/на допматериалы

Благодарность преподавателям и ученикам, набор ссылок на ресурсы фонда

Преподаватели

Анна Козлова

Анна Козлова

Патронажная сестра
Вера Демешонок

Вера Демешонок

врач-невролог отделения медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции ЦНС, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова» 
Дарья Романова

Дарья Романова

Медицинская сестра, специалист по патронажному уходу
Дарья Пузанок

Дарья Пузанок

Медицинский консультант

Если хотите, чтобы таких курсов стало больше

Поддержите фонд "Живи сейчас"

Связаться с нами

Врачи Живи сейчас БАС
Валерия Новикова
принимаем звонки с 10:00 до 19:00 (мск)
+7 (963) 663-46-69 education@alsfund.ru