Будни патронажной службы: как проходят занятия Школы по уходу и супервизии сиделок

В сентябре встречи состоялись офлайн после долгого периода удаленной работы

[vc_row][vc_column][vc_column_text]Патронажная служба фонда «Живи сейчас» помогает семьям людей с БАС в организации правильного ухода за болеющими. Это очень значимая тема, поскольку грамотно выстроенный уход может значительно улучшить состояние пациента и поддерживать качество его жизни на должном уровне. 
Сотрудники патронажной службы консультируют родственников и ухаживающих за болеющими, отвечают на основные вопросы по уходу, а также проводят обучающие занятия и создают информационные материалы для семей с БАС. Подменные сиделки посещают семьи болеющих и помогают разгрузить родственников. 
Раз в месяц фонд «Живи сейчас» проводит занятия Школы по патронажному уходу для родственников и ухаживающих за болеющими БАС. В субботу 18 сентября встреча впервые за полгода прошла офлайн, что дало возможность не только разобрать основную тему занятия — вопросы гигиены, но и ответить на вопросы участников. 
Руководитель патронажной службы Софья Люс-Бакунина рассказала, почему так важно встречаться «вживую»:
— На школе есть возможность физически попробовать те способы, которые мы рекомендуем использовать, отработать техники ухода на другом человеке без опасений причинить вред болеющему. Специалист может проконтролировать правильность выполнения движений, показать, что и как делает неправильно ухаживающий. Часто бывает так, что неправильно стоит нога или неправильно распределен вес, и все дальнейшие движения становятся неправильными. К тому же в условиях школы можно обсудить индивидуальные особенности пациентов, например, на этой школе было два участника: родственницы людей с БАС, и помимо основной темы мы подробно обсудили смену памперса, это очень актуальная тема, в зависимости от веса и роста пациента есть разные нюансы.
Эрготерапевт, специалист по долгосрочному уходу Мария Казанчеева рассказала участницам о том, как организовать ежедневный уход за пациентом: подмывание и мытье, смену нательного и постельного белья, уход за трахеостомой, а также санацию.
— От чистоты тела зависит зависит физическое состояние пациента и его психологический комфорт, — поясняет Софья. — Чтобы не возникали пролежни, опрелости, физический дискомфорт, важно соблюдать гигиену и мыть наших пациентов, но это не всегда возможно по причине того, что они могут быть обездвижены, а родственники могут не обладать навыками для того, чтобы организовать мытье на кровати или используя подручные средства. Есть и особенности, о которых не все знают: например, даже если пациент не принимает пищу через рот, зубы все равно необходимо чистить. 
Софья отмечает, что встречи на школах помогают патронажной службе выяснить, какая индивидуальная помощь нужна семье. Часто у сотрудников службы нет полной картины ситуации, а на школе обнаруживаются особенности пациента.
— Например, люди хотят научиться правильно позиционировать родного, им кажется, что человеку тяжело дышать, а на самом деле это значит, что у человека проблемы с дыханием. Специалист может выявить проблему, найти причины, а фонд возьмет этот случай в работу и поможет решить проблему. Это не всегда удается сделать дистанционно, фонд работает по запросу, а на школе такие проблемы вскрываются.
В этот же день сотрудники службы провели супервизию сиделок. Сейчас в фонде работает 5 сиделок, под опекой у них 25 семей. Ежемесячно сиделки совершают около 200 выездов.
— На супервизиях мы собираемся и обсуждаем проблемы, с которыми сталкиваются сиделки в работе с пациентами, индивидуальные особенности пациентов, а также разбираем важные темы ухода. На этой супервизии было 3 из пяти сиделок (2 в отпуске), мы разбирали уход за трахеостомической канюлей и санацию. У сиделок была возможность посмотреть на разные виды трахеостомической трубки, и когда они придут в семью, они будут в целом готовы к тем манипуляциях, которые от них потребуются. 
Такие встречи в патронажной службе проходят раз в три месяца. Софья отмечает, что супервизии дают возможность сиделкам поделиться своим опытом, получить ответы на вопросы и отработать навыки, которые вызывают затруднения. «Для меня как руководителя важно получать обратную связь от сотрудников. К тому же эти встречи помогают им развиваться, получать новые знания». 
Проект «Центр помощи. Патронажная служба для людей с боковым амиотрофическим склерозом в Москве» проводится при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. [/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_media_grid grid_id=”vc_gid:1632486409402-9d8fb929-8ccc-1″ include=”48506,48510,48514,48508″][/vc_column][/vc_row]